Тракторное, сельскохозяйственное, лесопромышленное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение

Сельскохозяйственное  машиностроение - это отрасль машиностроения, обеспечивающая сельское хозяйство оборудованием и техникой, с помощью которых производятся конкретные работы по производству сельскохозяйственной продукции. Главная задача — обеспечение комплексной механизации сельскохозяйственного производства, т.е. применения машин не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании сельскохозяйственных культур. Пред этой отраслью промышленности поставлена задача не только производства, но и дальнейшего технического усовершенствования сельскохозяйственной техники с внедрением новейших технологий машиностроения, направленного на полную механизацию сельского хозяйства. 

Тракторное машиностроение специализируется на производстве промышленных и сельскохозяйственных тракторов, комбайнов, силовых агрегатов, навесного оборудования, платформ, запасных частей, узлов и деталей. Эти машины незаменимы в сельском хозяйстве, лесозаготовках, строительстве и стройиндустрии, прокладке дорог и тоннелей, в горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности. Специфика российского тракторостроения такова, что отечественные предприятия практически не конкурируют друг с другом – каждый завод имеет свою специализацию и ориентируется на определенную категорию потребителей. Самым главным для российских заводов является повышение эффективности выпускаемой продукции за счет разработки и внедрения в серийное производство современных машин, оснащенных электроникой и автоматизированными системами. Для достижения этих целей создаются либо новые конструкции с широким набором гидравлических и пневматических устройств, либо старые модели подвергаются глубокой модернизации. Не менее важной задачей для российского тракторостроения является повышение топливной эффективности машин.

Лесопромышленное машиностроение - отрасль тяжелого машиностроения, производящая технику и оборудование для всевозможной обработки, транспортировки и заготовки древесины и переработки древесных отходов. К настоящему времени большинство заводов лесного машиностроения прекратило свою производственную деятельность. В результате резко снизились объемы выпуска лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования. Так, например, выпуск трелевочных тракторов, валочно-пакетирующих и сучкорезных машин сократился в десятки раз. Сегодня следует работать над технологиями будущего, например, плантационного выращивания с последующей заготовкой и переработкой энергетической древесины и древесины для производства упаковочных материалов и другой продукции ЦБП. Внедрение таких технологий потребует принципиально новых подходов к разработке перспективных систем лесных машин.

Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение включает более 10 предприятий, выпускающих большую часть машин, оборудования и инструмента, необходимого дорожникам, строителям и коммунальщикам. За последние годы освоено немало новых изделий, успешно конкурирующих с зарубежными аналогами. В их числе автомобильные гидравлические краны, контейнеровозы, тротуароуборочные машины, монтажные подъемники, манипуляторы для работы с лесоматериалами. Предприятия производят также бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, краскопульты, машины для нанесения битумных мастик, диафрагменные компрессоры, насосы и другое оборудование для строительно-отделочных работ.
Очевидно, что потребность в дорожно-строительной технике формируется под воздействием двух основных факторов. Во-первых, это перспективные планы строительства новой транспортной инфраструктуры и необходимость в ремонте и реконструкции уже существующих дорог. Так, в настоящее время в России реализуется проект развития федеральной магистральной сети автомобильных дорог. В апреле 2021 года Правительством РФ было подписано распоряжение, в соответствии с которым на ускоренное проектирование, реконструкцию и строительство дорог из резервного фонда будет направлено 93,1 млрд руб.



наверх