Управленческие задачи
Любая организация для осуществления эффективной деятельности ставит цели, которые в практике управления называют управленческими. Управленческие задачи можно отнести к разряду творческих задач и рассматривать их не только как развитие решения, но и как развитие самой проблемы.
Управленческая задача - это отношение между тем, что требуется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определенное время и в определенном месте, и имеющимися для этого возможностями (условиями).
Решение задач управления основано на установлении сложных отношений многоуровневого порядка между различными их элементами (задачами, относящихся к разряду экономических, технических, технологических, психологических, социально-психологических и прочих).
Можно выделить три основных типа управленческих задач:
- Задачи концептуального плана (стратегические задачи, связанные с долгосрочным планированием, прогнозированием);
- Задачи, связанные с технико-технологической стороной функционирования производства (созданием и внедрением новой техники, технологии и пр.);
- Задачи, связанные с действием человеческого фактора (кадровые вопросы, учет социально-психологического климата в коллективах и т.п.).
При рассмотрении управленческих задач следует выделить определенные критерии, по которым могут быть расклассифицированы эти задачи.
1. Содержательный критерии. Согласно ему, все управленческие задачи могут быть разделены на значимые и мало значимые.
2. Критерии выполнимости задач, на основании которого все управленческие задачи могут быть разделены на решаемые и не решаемые.
3. Критерии знания руководителя о задачах. Согласно этому критерию все задачи управления делятся на входящие в сферу компетенции руководителя и не входящие в эту сферу.
4. Критерии степени оценки функциональных затрат. В соответствии с ним все задачи управления делятся на легкие и трудные. Легкими задачами бывают текущие производственные задачи, например, контроль за соблюдением техники безопасности. К разряду трудных относятся задачи прогнозирования, моделирование, стратегического планирования и т. п.
При решении управленческих задач каждый руководитель использует систему своих субъективных оценок относительно решения той или иной задачи. В соответствий со сформировавшимися представлениями о задаче руководитель оценивает, какие задачи:
1. Нужно решать в обязательном порядке;
2. Какие в исключительных случаях можно не решать;
3. Какие из задач можно полностью проигнорировать.
Границы этих зон задач по своему существу определяют реальный обьем управленческой деятельности по выполнению нормативно - закрепленных функций.
Для каждого руководителя организации, какой она ни была, самым важным является установить четко степень значимости управленческих задач, выбрав самые неотложные для первоочередного решения. Такая стратегия является самой целесообразной и необходимой.
Многие управленческие задачи имеют соподчиненные задачи. Для решения трудно выполнимой задачи нередко необходимо решить значительное количество других задач. К таким задачам, например, можно отнести решение кадровых вопросов, реорганизация предприятия, хозяйственно - правовых и др.
Анализ управленческой деятельности руководителей показывает, что в ней имеются различного рода трудности объективные и субъективные. Наличие трудностей в управленческой практике не всегда дает возможность руководителю выбрать правильную стратегию решения задачи, что часто приводит к ошибкам в принятии решений.