Судостроение и морская техника
Строительство транспортных и гражданских морских и речных судов разных классов и назначения. Создание морской техники для освоения природных ресурсов континентального шельфа. Развитие судостроительных заводов и верфей. Инвестиции в судостроительной отрасли. Регулирование деятельности организаций судостроительной отрасли.
Судостроение – это процесс создания плавучих сооружений и их ремонта. Верфями называют специальные помещения, в которых собираются корабли.
В Российской Федерации сейчас имеется 168 компаний, которые занимаются построением кораблей. 86 среди них являются государственными. Такие города, как: Санкт-Петербург, Калининград и Нижний Новгород, считаются центром судостроения.
Морская техника – это совокупность отраслей науки, область технических наук и техники, обеспечивающие судоходство (судовождение), т.е. плавание судов по водным путям. Морская техника используется в морском транспорте, а также в военных и научно-исследовательских целях. Проектирование и производство морской техники обеспечивает отрасль тяжёлой промышленности – судостроение.
Морская техника включает в себя не только суда, но и необходимую инфраструктуру, обеспечивающую судоходство, в том числе порты, причалы, каналы, шлюзы и т.д.
Техническое оснащение для построения суден делится на основные группы:
- Режущая и сварочная техника;
- Транспорт для перевозки деталей корабля внутри производства;
- Приборы для измерения;
- Принадлежности для покраски и определенных элементов;
- Приборы для шлифовки, дробеструйные аппараты и прочая техника для очищения поверхностей.
В судостроении используются только профессиональные гидравлические инструменты. Имеется огромное количество отечественных и зарубежных компаний, которые занимаются поставками качественного оборудования для заводов, занимающихся судостроением.
В первом квартале 2021 года средняя численность работников судостроительной отрасли составила 189,6 тыс. чел., из них: промышленность – 159,3 тыс. чел., наука – 29,5 тыс. чел., прочие – 0,8 тыс. чел.
Доля активной части обновленных и новых основных производственных фондов, в % от общего объема активной части основных производственных фондов за 2019 год – 16,9 %
Инвестиции в основной капитал организаций судостроительной отрасли в 2020 году составили 31,0 млрд руб.
Сданные в 2021 году корабли, суда и плавсредства водоизмещением 100 т и более (по состоянию на 16.07.2021 г. нарастающим итогом с начала года):
гражданское судостроение – 14 ед.
Данные представлены без учета деятельности ООО «ССК «Звезда» и организаций, ранее (до 2020 года) находящихся в ведении Минобороны России и входящих в состав АО «Ремвооружение».