Национальная научно-техническая конференция –
это прорыв в области техники, автоматики и всех остальных
отраслей промышленности. Примите участие вместе с нами!

Скачать положение

Главная / Архив / Авиационная и ракетно-космическая промышленность /
регион:

Авиационные навигаторы – инновационный подход к модернизации кабины воздушных судов.

  
  
  
  

Повышение безопасности полетов самолетов и вертолетов гражданской авиации невозможно осуществить без решения вопросов модернизации информационного поля кабины летательного аппарата (ЛА). Инновационным подходом, не требующим переоборудования ЛА, является использование авиационных навигаторов (авианавигаторов) в качестве дополнительного пилотажно-навигационного и индикационного средства.
Модернизация информационного поля кабины позволяет решить и другую важную задачу современной авиации – переход на безбумажные технологии. Как известно, пилоты современных ЛА имеют дело с огромным количеством разнообразных документов. Традиционно все эти документы существуют в бумажном виде — экипаж возит с собой чемодан с бумагами весом, доходящим до 30 кг. Очевидно, что перенос документов на электронные носители не только делает работу пилота более комфортной, но и поднимает уровень безопасности полетов и положительно сказывается на экономике авиакомпании. Поэтому в настоящее время за рубежом ведется активная разработка электронных портфелей летчиков (EFB – Electronic Flight Bag).
В данном проекте предлагается разработанная линейка авиационных навигаторов серии «Символ», совмещающих выполнение функций электронного портфеля летчика и пилотажно-навигационного средства. Авианавигаторы серии «Символ» можно применять не только в качестве дополнительного оборудования, но и базового малогабаритного навигационного комплекса самолетов и вертолетов гражданской авиации. По желанию Заказчика авианавигаторы могут получать, обрабатывать и индицировать информацию от подсистем бортового оборудования ЛА.
Ближайшими зарубежными аналогами могут служить авиационные навигаторы известной американской фирмы Garmin: GPSMAP 495, GPSMAP 496, GPSMAP 695, GPSMAP 696. Существенным преимуществом предлагаемых авианавигаторов серии «Символ» является наличие в его составе бесплатформенной инерциальной навигационной системы БИНС-ММ, построенной на базе микромеханических датчиков системы ориентации и устройств спутниковой навигационной системы, что позволяет обеспечивать экипаж не только информацией о местоположении ЛА, но и его угловых эволюциях.
В состав авианавигаторов серии «Символ» помимо вышеуказанной БИНС-ММ входят промышленный планшетный компьютер «Гранат» (TS-006) или разработанный в рамках данного проекта вычислитель с ЖК-экраном повышенной яркости, а также функциональное программно-математическое обеспечение.
К основным решаемым задачам авианавигаторов серии «Символ» относятся:
- отображение измеряемых и принимаемых сигналов на экране в реальном масштабе времени;
- обеспечение функций электронного бортового журнала, в том числе работа с базой данных по ARINC 424, AIXM5.0 и инженерно-штурманский расчет;
- индикация движущихся электронных карт, спутниковых космофотоснимков и аэрофотоснимков, трехмерных изображений впередилежащей местности с наложением пилотажной и навигационной информации;
- формирование траекторий маловысотного полета (МВП) с обходом и облетом препятствий;
- решение задачи траекторного управления на маршруте, в том числе в режиме МВП;
- формирование визуального и звукового сигнала об опасном сближении с землей;
- регистрация данных от бортового оборудования и их послеполетной обработки;
- тренаж и подготовка пилота к полету.
Основными индикационными режимами авианавигаторов серии «Символ» являются:
1.«База данных».
2.«Пилотаж».
3.«Тактическая обстановка».
4.«2D карта».
5.«3D карта».
6.«Космофотоснимки».
В связи с тем, что авианавигаторы серии «Символ» предназначены для использования на целом ряде ЛА, в основу разработки индикационного обеспечения положены международные стандарты, рекомендации федерального авиационного центра РФ, а также накопленный опыт по разработке систем индикации.
В соответствии с рекомендательным циркуляром АС 120-76А управления FAA для электронного портфеля летчика установлены менее жесткие требования по сравнению с требованиями к пилотажно-навигационному оборудованию. Так, для EFB 1-го и 2-го классов не требуется сертификации летной годности, что значительно сокращает срок и стоимость разработки. С учетом этого фактора была выработана концепция построения линейки авианавигаторов серии «Символ», направленная на удовлетворение разносторонних требований Заказчика.
Авианавигатор «Символ-1», представляющий собой мини-навигационный комплекс с функциями EFB, демонстрировался на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009 и вызвал достаточно большой интерес со стороны отечественных и зарубежных специалистов.
Использование авианавигаторов помимо расширения функций индикационного поля кабины позволяет повысить безопасность полетов самолетов и вертолетов над пересеченной местностью в сложных метеоусловиях за счет формирования реалистичных трехмерных изображений пролетаемой местности и сигнала об опасном сближении с землей.
Стоимостные характеристики предлагаемых авианавигаторов сопоставимы с зарубежными аналогами, а открытость архитектуры программного обеспечения позволяет учитывать конкретные потребности Заказчика, что является веским доводом в пользу выбора отечественного продукта.


Комментарии

Отрасли

Авиационная и ракетно-космическая промышленность
Автомобильная промышленность
Железнодорожное машиностроение
Станкостроительная и инструментальная промышленность
Приборостроение, системы управления, электронная и электротехническая промышленности
Тракторное, сельскохозяйственное, лесозаготовительное, коммунальное и дорожно-строительное машиностроение
Энергетическое машиностроение
Оборонная промышленность
Тяжелое машиностроение
Судостроение
Промышленная экология
Информационные технологии
Робототехника и искусственный интеллект
Управленческие задачи