Национальная научно-техническая конференция –
это прорыв в области техники, автоматики и всех остальных
отраслей промышленности. Примите участие вместе с нами!

Скачать положение

Главная / Архив / Авиационная и ракетно-космическая промышленность /
регион:

Концепция создания и внедрения в народное хозяйство пустотелых подшипников качения, зубчатых передач, крепежных изделий и других деталей машиностроения

  
  
  
  

Основу любого механизма, применяемого в мировой практике машиностроения, составляют шестерни, червяки, подшипники, крепёжные и им подобные детали, изготавливаемые из довольно дорогих металлов и сплавов. Масштабы производства их грандиозны. Известно, что необходимость повышать потенциал машиностроения - это аксиома, и достижение такой цели путём наращивания количественных показателей, как это делается сейчас, - плохой, не эффективный выход из создавшегося положения. Необходимо искать возможности в существенном продлении долговечности и надёжности деталей машин. В настоящее время этого добиваются, обычно применяя новые, более прочные материалы, получаемые с помощью новых технологий, новые физические и химические способы упрочнения рабочих поверхностей (в том числе и нано). Однако форма и взаимное расположение обработанных поверхностей всё равно остаются небезупречными, устранить погрешности полностью не удаётся даже на финишных операциях. Это существенно сказывается на сроках службы деталей, а также механизмов и машин в целом.
Предлагаем весьма неожиданное техническое решение, а именно: делать подшипники качения - шарики, ролики, кольца, сепараторы; зубчатые зацепления - шестерни, зубчатые колёса и рейки, червяки; элементы крепёжных соединений - болты, шпильки, гайки, винты, штифты и т.п. не из сплошного материала, как это делалось испокон веков, а полыми. Поскольку замкнутые полости в этих деталях повышают надёжность и долговечность машин и механизмов, а пустотелые крепёжные элементы не будут нуждаться в стопорных устройствах. Такие конструктивные особенности резко снизят удельное давление, существенно повысят контактную выносливость и стойкость к ударным нагрузкам, температурным перепадам, вибрации и т.п.
Конечно, решить эту задачу комплексно в масштабах нашего государства непросто, но огромная экономическая выгода очевидна. Ведь будет сберегаться до 50% и более дефицитных металлов и сплавов, появится возможность применения более дешёвых сортов сталей, а главное – значительно продлится эксплуатация всего того, что двигается на земле и под землёй, на воде и под водой, в воздухе и космосе. Чтобы облегчить внедрение предлагаемых полых конструкций целесообразно организовать их параллельное производство с существующими деталями из сплошного металла. Применение в эксплуатации смешанных пар даст не меньший эффект. Например, обоймы подшипников - из сплошного металла, а тела качения - полые; одна шестерня монолитная, другая полая; болт из сплошного металла, а гайка полая. Либо, скажем, полая шпилька установлена в корпусе из сплошного металла и т.д. Это существенно облегчит внедрение в машиностроении полых деталей, поскольку не требуется ломать существующие технологии изготовления машин, позволит заменять сплошные детали полыми постепенно, по мере роста уверенности в эксплуатационной надёжности узлов и механизмов.


Комментарии

Отрасли

Авиационная и ракетно-космическая промышленность
Автомобильная промышленность
Железнодорожное машиностроение
Станкостроительная и инструментальная промышленность
Приборостроение, системы управления, электронная и электротехническая промышленности
Тракторное, сельскохозяйственное, лесозаготовительное, коммунальное и дорожно-строительное машиностроение
Энергетическое машиностроение
Оборонная промышленность
Тяжелое машиностроение
Судостроение
Промышленная экология
Информационные технологии
Робототехника и искусственный интеллект
Управленческие задачи